Николаева Алена Анатольевна
Класс: 1 УМК: Планета знаний
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Звук [ч, ]. Буквы Ч,ч.
Место и роль урока в изучаемой теме: 66 урок
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч, ] и буквами Ч,ч, обозначающими этот звук на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: читать и произносить слова с буквой Ч; отвечать на вопросы учителя; получат возможность научиться: читать текст по ролям и разыгрывать сценки; приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении, опираясь на иллюстрации в букваре.
Личностные: воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения).
Познавательные: общеучебные – находят необходимую информацию в художественном тексте, иллюстрациях; логические-строят рассуждения в форме простых суждений; характеризуют звук [ ч,].
Коммуникативные: выразительно читают диалог по ролям; анализируют пословицу.
Оборудование: букварь, тетрадь на печатной основе, интерактивная доска, документ-камера, тренажер «Игры с буквами»,видеофильм «Уроки тетушки Совы. Азбука – малышка. Буквы Ч,ч», презентации: физминутка для глаз «Девочка и дождь», суперфизминутка-видео.
Характеристика этапов урока.
Этап урока. Цель данного этапа. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные учебные действия |
I этап. Организация класса (орг.момент) (2 минуты) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Прозвенел уже звонок Начинается урок На меня все посмотрели И за парты тихо сели. - Давайте настроимся на работу улыбнёмся друг другу. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. Давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках. |
Контролирует и оценивает свою готовность к уроку,. Проговаривают хором слова. |
Личностные: мотивация к изучению нового материала. Положительное отношение к учению.
Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
IIэтап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (5 минут) Цель: повторение изученного материала. |
Тренажер «Игры с буквами» «Помоги Винни Пуху»(интерактивная доска)
|
а-гласный звук к-согласный глухой парный звук челка, столб, почки, ёлка, очки, стол |
Познавательные: обобщение. Коммуникативные: ведение учебного диалога.
|
Речевая разминка |
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Задуй свечу!». Представить мысленно перед собой. Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя. Представьте перед собой не одну, а три свечи. Нужно задуть их по очереди. Упражнения (артикуляционные): губы в улыбке (зубы обнажены); губы «в трубочку» (вытягивание вперед); чередование «улыбка-трубочка»; Работа над скороговоркой по алгоритму. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.(на доске) -Прочитайте скороговорку с целью удивить. -Какой звук повторяется в скороговорке? |
Делают глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух, а затем по очереди задуть три свечи.
выполняют артикуляционные упражнения
читают по слогам, целыми словами, беззвучно, шёпотом, с нарастанием темпа, с целью удивить. Звук [ч] |
Регулятивные: самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Подведение детей к формулированию темы урока. Составление плана работы. 5 мин |
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву Ч; -Запомните слова, которые встретятся в мультфильме, в которых есть буква ч? – Назовите все слова с буквой «Ч». О ком вы смотрели мультфильм? -Назовите 1 звук в сове черепаха. |
Ставят задачи урока: Познакомимся со звуком [ ч' ] и буквами Ч,ч, обозначающими этот звук, читать слоги, слова с новой буквой. Называют слова, в которых встречается буква ч чемодан, чайник, чашки, чай, чёрный, черничный, червяк, чиж, человек, читать, чечетка. О черепахе Звук [ч,] |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение |
IV.Открытие нового знания. 5 мин |
Характеристика звука: -Давайте произнесем этот звук все вместе. -А смогли вы его пропеть? Почему? Произнесем еще раз звук и определим мягкий согласный или твердый? Придумайте слова, в которых звук ч был бы твердый. Какой сделаем вывод? |
Произносят звук [ ч,]
Нет. Он согласный. Мешает кончик языка. шипящий Мягкий
Звук [ч,] всегда мягкий |
|
V. Физминутка 2 мин |
- «Ветер», «Весёлая зарядка».
|
Выполняют упражнения для профилактики утомления. Ученик ведет физминутку. |
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учеником. |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель. Познакомить учащихся с сочетанием звуков [й'а]. Буквами Я,я обозначающими эти звуки. 13 мин |
Откройте учебники по закладке стр 96. Проверьте себя – на интерактивной доске наш электронный учебник поможет нам в работе. -Какие цифры участвуют? Работа с рисунком. Кого и что вы видите на рисунке? Что общего в этих словах? -Какой буквой обозначается звук [ч,] на письме? -Найдите букву Ч на алфавитной ленте. На что похожа буква Ч? Да, вы правильно решили Ч мы пишем , как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. Чтение слов в столбиках. Прочитай слова 1 столбика. Сравните. Что вы заметили? - Прочитайте еще раз. Объясните значение слов. Читаем слова 2 столбика. - Что заметили? - Когда говорим часы, а когда часики? Читаем слова 3 столбика? - Чем они похожи? Прочитайте слова 4 столбика -Как мы произносим и читаем эти слова? Что ты купила? Что ты делаешь? Пишем что, чтобы.
Анализ звуковой и буквенной схемы слова чудо. – Прочитайте слово чудо. Сравните с его звуковой схемой. Что вы заметили? Сделайте вывод. |
самоконтроль: сравнение образца и получаемого изображения.
9и 6
Чижи, Чиполлино, часы. начинаются со звука[ ч,] Буквой Ч Ученик находит букву Ч и показывает её. Высказывают свои версии.
Читают, сравнивают (одинаковое написание, разные ударные слоги) Читают, Чудно – прекрасно, великолепно Чудно – странно родственные большие, маленькие
Оканчиваются на звук [ ч,] Высказывают свои предположения што, штобы
Читают слово, сравнивают со звуковой схемой. Вывод: Буква Ч обозначает всегда мягкий согласный звук. |
Познавательные (общеучебные): ориентирование в учебнике, осуществление отбора информации
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение. Коммуникативные: вопросно-ответное общение. Коммуникативные: Умеют формулировать собственное мнение.
|
Работа с текстом. Посмотрите на текст. Что мы можем о нем сказать? - Прочитайте название, можно догадаться, о чем или о ком будет этот рассказ? - Чтение хорошо читающими детьми. - Найдите слова, в которых есть буква Ч. - Кто читал раньше этот рассказ? Кто написал его? Портрет писателя на доске. - А теперь прочитаем еще раз по предложениям «цепочкой», вдумываясь. Вопрос перед чтением - Почему Бобик не понимает слова Барбоса? - А на самом деле так бывает? Бьют, ходят, стучат автор употребил в переносном смысле.(Когда мы переносим название с одного предмета на другой по сходству, то мы новые значения называем переносными. -Почему так говорят часы стучат, ходят, бьют? Работа в парах. Разыграйте эту сценку. Работа над рисунками. – Рассмотрите рисунки в конце страницы. О каких предметах можно сказать, что они идут? – О каких предметах можно сказать, что они плывут? – О каких предметах можно сказать, что они ползут? – В каких случаях слова использовались в прямом смысле? – В каких случаях слова использовались в переносном смысле? Работа с пословицей «Чужим умом долго не проживешь». – С какой буквы начинается пословица? – Сколько в пословице букв «Ч»? – Как вы понимаете это выражение? |
Название, это диалог
О Бобике и Барбосе.
Читают хорошо читающие ученики. что, часы, чего, стучат, начинают. Николай Николаевич Носов
Потому что говорится, что часы стучат, бьют, дерутся, ходят.
ходят стрелки -двигаются, стучат – издают звуки , бьют некоторые настенные- звонить начинают Вспоминают правила работы в парах.
(О поезде, человеке, дожде, дыме.)
(О корабле, облаке.)
(О туче, улитке.)
(Когда речь шла о человеке, корабле, улитке.)
(Когда речь шла о дожде, поезде, облаке, туче, дыме.)
с буквы Ч одна Пытаясь прийти к решению той или иной задачи, не стоит задумываться над решениями других, а стоит прибегать ко всем доступным источникам знаний: книги, учебники и, конечно, интернет. |
|
|
VII.Физминутка (3 мин) |
Физминутка для глаз «Девочка и дождь». (1м10с) Суперфизминутка (1м 35 с) |
Осуществляют профилактику утомления |
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений на интерактивной доске |
VIII. Самостоятельная работа и самоконтроль. Цели: - организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний; - организует самопроверку, самооценку; 8 мин |
- Работаем в тетради на печатной основе. Откройте по закладке на странице 45. - Работаем в тетради, а на интерактивной доске работает ученик. Задание 1. Подчеркни в тексте слова с противоположным значением – антонимы. Задание 2. На доске с помощью документ- камеры появился номер 2 из вашей тетради. Допиши слоги. |
самоконтроль: сравнение образца и получаемого изображения.
Ученик работает у доски. длинная - короткая, быстро-медленно
задача, начало, человек, чудеса Проверяем по образцу на доске.
|
Регулятивные: контролируют результат своей деятельности. Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: Умеют формулировать собственное мнение.
|
IX. Рефлексия. Цели: организует обобщение по содержанию основных этапов урока; создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности. 2 мин |
-Какие задачи мы ставили в начале урока? Кто считает, что ему все удалось – поднимите солнышко, Кому не все удалось -поднимите солнце и тучку; у кого ничего не получилось- тучку. |
Обобщающая беседа. Развёрнутые ответы на вопросы. Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы. Ученики поднимают «Солнышко» или «Тучки» |
Личностные: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |