Тема урока: Звук [ч, ]. Буквы Ч,ч.
Николаева Алена Анатольевна
Класс: 1 УМК: Планета знаний
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Звук [ч, ]. Буквы Ч,ч.
Место и роль урока в изучаемой теме: 66 урок
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч, ] и буквами Ч,ч, обозначающими этот звук на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: читать и произносить слова с буквой Ч; отвечать на вопросы учителя; получат возможность научиться: читать текст по ролям и разыгрывать сценки; приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении, опираясь на иллюстрации в букваре.
Личностные: воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения).
Познавательные: общеучебные – находят необходимую информацию в художественном тексте, иллюстрациях; логические-строят рассуждения в форме простых суждений; характеризуют звук [ ч,].
Коммуникативные: выразительно читают диалог по ролям; анализируют пословицу.
Оборудование: букварь, тетрадь на печатной основе, интерактивная доска, документ-камера, тренажер «Игры с буквами»,видеофильм «Уроки тетушки Совы. Азбука – малышка. Буквы Ч,ч», презентации: физминутка для глаз «Девочка и дождь», суперфизминутка-видео.
Характеристика этапов урока.
Этап урока.
Цель данного этапа.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Универсальные учебные действия
|
I этап. Организация класса (орг.момент)
(2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Давайте настроимся на работу улыбнёмся друг другу.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
Давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.
|
Контролирует и оценивает свою готовность к уроку,.
Проговаривают хором слова.
|
Личностные: мотивация к изучению нового материала. Положительное отношение к учению.
Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
|
IIэтап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
(5 минут)
Цель: повторение изученного материала.
|
Тренажер «Игры с буквами» «Помоги Винни Пуху»(интерактивная доска)
- Назовите лишнюю букву и докажите, что она лишняя.
- Уберите одну букву, чтобы получилось другое слово.
- Доскажи словечко
|
а-гласный звук
к-согласный глухой парный звук
челка, столб, почки,
ёлка, очки, стол
|
Познавательные: обобщение.
Коммуникативные: ведение учебного диалога.
|
Речевая разминка
|
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуй свечу!». Представить мысленно перед собой. Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя. Представьте перед собой не одну, а три свечи. Нужно задуть их по очереди.
Упражнения (артикуляционные):
губы в улыбке (зубы обнажены);
губы «в трубочку» (вытягивание вперед);
чередование «улыбка-трубочка»;
Работа над скороговоркой по алгоритму.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.(на доске)
-Прочитайте скороговорку с целью удивить.
-Какой звук повторяется в скороговорке?
|
Делают глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух, а затем по очереди задуть три свечи.
выполняют артикуляционные упражнения
читают по слогам, целыми словами, беззвучно, шёпотом,
с нарастанием темпа, с целью удивить.
Звук [ч]
|
Регулятивные: самоконтроль.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Подведение детей к формулированию темы урока.
Составление плана работы.
5 мин
|
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву Ч;
-Запомните слова, которые встретятся в мультфильме, в которых есть буква ч?
– Назовите все слова с буквой «Ч».
О ком вы смотрели мультфильм?
-Назовите 1 звук в сове черепаха.
|
Ставят задачи урока:
Познакомимся со звуком [ ч' ] и буквами Ч,ч, обозначающими этот звук, читать слоги, слова с новой буквой.
Называют слова, в которых встречается буква ч
чемодан, чайник, чашки, чай, чёрный, черничный, червяк, чиж, человек, читать, чечетка.
О черепахе
Звук [ч,]
|
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение
|
IV.Открытие нового знания.
5 мин
|
Характеристика звука:
-Давайте произнесем этот звук все вместе.
-А смогли вы его пропеть? Почему?
Произнесем еще раз звук и определим мягкий согласный или твердый?
Придумайте слова, в которых звук ч был бы твердый. Какой сделаем вывод?
|
Произносят звук [ ч,]
Нет. Он согласный. Мешает кончик языка. шипящий
Мягкий
Звук [ч,] всегда мягкий
|
|
V. Физминутка
2 мин
|
- «Ветер», «Весёлая зарядка».
|
Выполняют упражнения для профилактики утомления. Ученик ведет физминутку.
|
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учеником.
|
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель. Познакомить учащихся с сочетанием звуков [й'а]. Буквами Я,я обозначающими эти звуки.
13 мин
|
Откройте учебники по закладке стр 96.
Проверьте себя – на интерактивной доске наш электронный учебник поможет нам в работе.
-Какие цифры участвуют?
Работа с рисунком.
Кого и что вы видите на рисунке?
Что общего в этих словах?
-Какой буквой обозначается звук [ч,] на письме?
-Найдите букву Ч на алфавитной ленте.
На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили
Ч мы пишем , как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Чтение слов в столбиках.
Прочитай слова 1 столбика. Сравните.
Что вы заметили?
- Прочитайте еще раз. Объясните значение слов.
Читаем слова 2 столбика.
- Что заметили?
- Когда говорим часы, а когда часики?
Читаем слова 3 столбика?
- Чем они похожи?
Прочитайте слова 4 столбика
-Как мы произносим и читаем эти слова?
Что ты купила? Что ты делаешь?
Пишем что, чтобы.
Анализ звуковой и буквенной схемы слова чудо.
– Прочитайте слово чудо. Сравните с его звуковой схемой. Что вы заметили? Сделайте вывод.
|
самоконтроль: сравнение образца и получаемого изображения.
9и 6
Чижи, Чиполлино, часы.
начинаются со звука[ ч,]
Буквой Ч
Ученик находит букву Ч и показывает её.
Высказывают свои версии.
Читают, сравнивают
(одинаковое написание, разные ударные слоги)
Читают, Чудно – прекрасно, великолепно
Чудно – странно
родственные
большие, маленькие
Оканчиваются на звук [ ч,]
Высказывают свои предположения
што, штобы
Читают слово, сравнивают со звуковой схемой.
Вывод: Буква Ч обозначает всегда мягкий согласный звук.
|
Познавательные (общеучебные): ориентирование в учебнике, осуществление отбора информации
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение.
Коммуникативные: вопросно-ответное общение.
Коммуникативные: Умеют формулировать собственное мнение.
|
|
Работа с текстом.
Посмотрите на текст. Что мы можем о нем сказать?
- Прочитайте название, можно догадаться, о чем или о ком будет этот рассказ?
- Чтение хорошо читающими детьми.
- Найдите слова, в которых есть буква Ч.
- Кто читал раньше этот рассказ? Кто написал его? Портрет писателя на доске.
- А теперь прочитаем еще раз по предложениям «цепочкой», вдумываясь.
Вопрос перед чтением
- Почему Бобик не понимает слова Барбоса?
- А на самом деле так бывает?
Бьют, ходят, стучат автор употребил в переносном смысле.(Когда мы переносим название с одного предмета на другой по сходству, то мы новые значения называем переносными.
-Почему так говорят часы стучат, ходят, бьют?
Работа в парах. Разыграйте эту сценку.
Работа над рисунками.
– Рассмотрите рисунки в конце страницы. О каких предметах можно сказать, что они идут?
– О каких предметах можно сказать, что они плывут?
– О каких предметах можно сказать, что они ползут?
– В каких случаях слова использовались в прямом смысле?
– В каких случаях слова использовались в переносном смысле?
Работа с пословицей
«Чужим умом долго не проживешь».
– С какой буквы начинается пословица?
– Сколько в пословице букв «Ч»?
– Как вы понимаете это выражение?
|
Название, это диалог
О Бобике и Барбосе.
Читают хорошо читающие ученики.
что, часы, чего, стучат, начинают.
Николай Николаевич Носов
Потому что говорится, что часы стучат, бьют, дерутся, ходят.
ходят стрелки -двигаются, стучат – издают звуки , бьют некоторые настенные- звонить начинают
Вспоминают правила работы в парах.
(О поезде, человеке, дожде, дыме.)
(О корабле, облаке.)
(О туче, улитке.)
(Когда речь шла о человеке, корабле, улитке.)
(Когда речь шла о дожде, поезде, облаке, туче, дыме.)
с буквы Ч
одна
Пытаясь прийти к решению той или иной задачи, не стоит задумываться над решениями других, а стоит прибегать ко всем доступным источникам знаний: книги, учебники и, конечно, интернет.
|
|
VII.Физминутка
(3 мин)
|
Физминутка для глаз «Девочка и дождь». (1м10с)
Суперфизминутка
(1м 35 с)
|
Осуществляют профилактику утомления
|
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений на интерактивной доске
|
VIII.
Самостоятельная работа и самоконтроль.
Цели:
- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;
- организует самопроверку, самооценку;
8 мин
|
- Работаем в тетради на печатной основе. Откройте по закладке на странице 45.
- Работаем в тетради, а на интерактивной доске работает ученик.
Задание 1.
Подчеркни в тексте слова с противоположным значением – антонимы.
Задание 2. На доске с помощью документ- камеры появился номер 2 из вашей тетради.
Допиши слоги.
|
самоконтроль: сравнение образца и получаемого изображения.
Ученик работает у доски.
длинная - короткая, быстро-медленно
задача, начало, человек, чудеса
Проверяем по образцу на доске.
|
Регулятивные: контролируют результат своей деятельности.
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: Умеют формулировать собственное мнение.
|
IX. Рефлексия.
Цели: организует обобщение по содержанию основных этапов урока; создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности.
2 мин
|
-Какие задачи мы ставили в начале урока?
Кто считает, что ему все удалось – поднимите солнышко, Кому не все удалось -поднимите солнце и тучку;
у кого ничего не получилось- тучку.
|
Обобщающая беседа.
Развёрнутые ответы на вопросы.
Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.
Ученики поднимают «Солнышко» или «Тучки»
|
Личностные: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
|
Календарь
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|