Вторник, 25.07.2017, 10:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Тема урока: Звук [ч, ]. Буквы Ч,ч.

Николаева Алена Анатольевна

Класс: 1   УМК: Планета знаний

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Звук [ч, ]. Буквы Ч,ч.

Место и роль урока в изучаемой теме: 66 урок

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч, ] и буквами Ч,ч, обозначающими этот звук на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: читать и произносить слова с буквой Ч; отвечать на вопросы учителя;  получат возможность научиться: читать текст по ролям и разыгрывать сценки; приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении, опираясь на иллюстрации в букваре.

Личностные: воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:  корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения).

Познавательные: общеучебные – находят необходимую информацию в художественном тексте, иллюстрациях; логические-строят рассуждения в форме простых суждений; характеризуют звук [ ч,].

Коммуникативные:  выразительно читают диалог по ролям; анализируют пословицу.

Оборудование:  букварь, тетрадь на печатной основе, интерактивная доска, документ-камера, тренажер «Игры с буквами»,видеофильм «Уроки тетушки Совы. Азбука – малышка. Буквы Ч,ч», презентации: физминутка для глаз «Девочка и дождь», суперфизминутка-видео.

 

Характеристика этапов урока.

 

Этап урока.

Цель данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

 I этап. Организация класса (орг.момент)

(2 минуты)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Давайте настроимся на работу улыбнёмся друг другу.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку,.

Проговаривают  хором слова.

Личностные: мотивация к изучению нового материала. Положительное отношение к учению.

 

 

Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

IIэтап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

 (5 минут)

Цель: повторение изученного материала.

Тренажер «Игры с буквами» «Помоги Винни Пуху»(интерактивная доска)

  1. Назовите лишнюю букву и докажите, что она лишняя.
  2. Уберите одну букву,  чтобы получилось  другое слово.
  3. Доскажи словечко

 

а-гласный звук

к-согласный глухой парный звук

челка, столбпочки,

ёлка, очки, стол

Познавательные: обобщение.

Коммуникативные: ведение учебного диалога.

 

 

Речевая разминка

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуй свечу!». Представить мысленно перед собой. Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя. Представьте перед собой не одну, а  три свечи. Нужно задуть их по очереди.

Упражнения (артикуляционные):

губы в улыбке (зубы обнажены);

губы «в трубочку» (вытягивание вперед);

чередование «улыбка-трубочка»;

Работа над скороговоркой по алгоритму.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.(на доске)

-Прочитайте скороговорку с целью удивить.

-Какой звук повторяется в скороговорке?

Делают глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух, а затем по очереди задуть три свечи.

 

 

 

 

выполняют артикуляционные упражнения

 

 

 

 

 

читают по слогам, целыми словами, беззвучно, шёпотом,

 с нарастанием темпа, с целью удивить.

Звук [ч]

Регулятивные: самоконтроль.

Принимают и сохраняют  учебную цель и  задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

5 мин

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву Ч;

-Запомните слова, которые  встретятся  в мультфильме, в которых есть буква ч?

– Назовите все слова с буквой «Ч».

О ком вы смотрели мультфильм?

-Назовите 1 звук в сове черепаха.

Ставят задачи урока:

Познакомимся со звуком [ ч' ] и буквами Ч,ч, обозначающими этот звук, читать слоги, слова с новой буквой.

Называют слова, в которых встречается буква ч

чемодан, чайник, чашки, чай, чёрный, черничный, червяк, чиж, человек, читать, чечетка.

О черепахе

Звук [ч,]

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение

IV.Открытие нового знания.

5 мин

Характеристика звука:

 -Давайте произнесем этот звук все вместе.

-А смогли вы его пропеть? Почему?

Произнесем еще раз звук и определим мягкий согласный или твердый?

Придумайте слова,  в которых звук ч был бы твердый. Какой сделаем вывод?

Произносят звук [ ч,]

 

Нет. Он согласный. Мешает кончик языка. шипящий

Мягкий

 

Звук [ч,] всегда мягкий

 

V. Физминутка

2 мин

- «Ветер», «Весёлая зарядка».

 

Выполняют упражнения для профилактики утомления. Ученик ведет физминутку.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учеником.

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель. Познакомить учащихся с сочетанием звуков [й'а]. Буквами Я,я обозначающими эти звуки.

13 мин

Откройте учебники по закладке стр 96.

 Проверьте себя – на интерактивной доске наш электронный учебник поможет нам в работе.

-Какие цифры участвуют?

Работа с рисунком.

Кого и что вы видите на рисунке?

Что общего в этих словах?

-Какой буквой обозначается звук [ч,] на письме?

-Найдите букву Ч на алфавитной ленте.

На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем , как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Чтение слов в столбиках.

  Прочитай слова 1 столбика. Сравните.

Что вы заметили?

- Прочитайте еще раз. Объясните значение слов.

Читаем слова 2 столбика.

- Что заметили?

- Когда говорим часы, а когда часики?

Читаем слова 3 столбика?

- Чем они похожи?

Прочитайте слова 4 столбика

-Как мы произносим и читаем эти слова?

  Что ты купила? Что ты делаешь?

Пишем  что, чтобы.

 

 

Анализ звуковой и буквенной схемы слова чудо.

  – Прочитайте слово чудо. Сравните с его звуковой схемой. Что вы заметили? Сделайте вывод.

самоконтроль: сравнение образца и получаемого изображения.

 

9и 6

 

Чижи, Чиполлино, часы.

начинаются со звука[ ч,]

Буквой Ч

Ученик находит букву Ч и показывает её.

Высказывают свои версии.

 

 

 

 

 

Читают, сравнивают

(одинаковое написание, разные ударные слоги)

Читают, Чудно – прекрасно, великолепно

Чудно – странно

 родственные

большие, маленькие

 

Оканчиваются на звук [ ч,]

Высказывают свои предположения

што, штобы

 

 

 

 

Читают слово, сравнивают со звуковой схемой.

Вывод: Буква Ч обозначает всегда мягкий согласный звук.

Познавательные (общеучебные): ориентирование в учебнике, осуществление отбора информации

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

 

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

 

 

 

 

Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение.

Коммуникативные: вопросно-ответное общение.

Коммуникативные: Умеют формулировать  собственное  мнение.

 

 

Работа с текстом.

Посмотрите на текст. Что мы можем о нем сказать?

- Прочитайте название, можно догадаться, о чем или о ком будет этот рассказ?

- Чтение хорошо читающими детьми.

- Найдите слова, в которых есть буква Ч.

- Кто читал  раньше этот рассказ? Кто написал его? Портрет писателя на доске.

 - А теперь прочитаем еще раз  по предложениям «цепочкой», вдумываясь.

Вопрос перед чтением

-  Почему  Бобик не понимает слова Барбоса?

- А на самом деле так бывает?

Бьют, ходят, стучат автор употребил в переносном смысле.(Когда мы переносим название с одного предмета на другой по сходству, то мы новые значения  называем переносными.

-Почему так говорят  часы стучат, ходят, бьют?

Работа в парах. Разыграйте эту сценку.

Работа над рисунками.

– Рассмотрите рисунки в конце страницы. О каких предметах можно сказать, что они идут?

– О каких предметах можно сказать, что они плывут? 

– О каких предметах можно сказать, что они ползут? 

– В каких случаях слова использовались в прямом смысле?

– В каких случаях слова использовались в переносном смысле?

Работа с пословицей

«Чужим умом долго не проживешь».

– С какой буквы начинается пословица?

– Сколько в пословице букв «Ч»?

– Как вы понимаете это выражение?

Название, это диалог

 

 

О Бобике и Барбосе.

 

Читают хорошо читающие ученики.

что, часы, чего, стучат, начинают.

 Николай Николаевич Носов

 

 

 

 

 

Потому что говорится, что часы стучат, бьют, дерутся, ходят.

 

 

 

 

 

ходят стрелки -двигаются, стучат – издают звуки      , бьют  некоторые настенные-  звонить начинают

Вспоминают правила работы в парах.

 

 

(О поезде, человеке, дожде, дыме.)

 

(О корабле, облаке.)

 

 

(О туче, улитке.)

 

(Когда речь шла о человеке, корабле, улитке.)

 

(Когда речь шла о дожде, поезде, облаке, туче, дыме.)

 

с буквы Ч

одна

Пытаясь прийти к решению той или иной задачи, не стоит задумываться над решениями других, а стоит прибегать ко всем доступным источникам знаний: книги, учебники и, конечно, интернет.

 

VII.Физминутка

(3 мин)

Физминутка для глаз «Девочка и дождь». (1м10с)

Суперфизминутка

(1м 35 с)

Осуществляют профилактику утомления

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений на интерактивной доске

VIII.

Самостоятельная работа и самоконтроль.

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует самопроверку, самооценку;

8 мин

- Работаем в тетради на печатной основе. Откройте по закладке на странице 45.

- Работаем  в тетради, а на интерактивной  доске работает ученик.

Задание 1.

Подчеркни в тексте слова с противоположным значением – антонимы.

Задание 2. На доске  с помощью документ- камеры появился номер 2 из вашей тетради.

Допиши слоги.

 

 

самоконтроль: сравнение образца и получаемого изображения.

 

Ученик работает у доски.

длинная - короткая, быстро-медленно

 

задача, начало, человек, чудеса

Проверяем по образцу на доске.

 

 

 

Регулятивные: контролируют результат своей деятельности.

Личностные: смыслообразование.

 

Коммуникативные: Умеют формулировать  собственное  мнение.

 

IX. Рефлексия.

Цели: организует обобщение по содержанию основных этапов урока; создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности.

2 мин

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

Кто считает, что ему все удалось – поднимите солнышко, Кому не все удалось -поднимите солнце и тучку;

у кого ничего не получилось- тучку.

Обобщающая беседа.

Развёрнутые ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Ученики поднимают  «Солнышко» или «Тучки»

Личностные: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31